Межшкольный учебный комбинат                                   г. НавашиноСуббота, 18.05.2024, 16:08

| RSS
Главная | Методическая копилка
Меню сайта

Категории каталога
Информатика [3]
Технология [1]
Элективные курсы [0]
Профориентационная работа МОУ МУК [5]
Научная работа [3]

Мини-чат

Главная » Статьи » Информатика

Урок - практикум по теме «Электронные таблицы»

Урок - практикум по теме «Электронные таблицы»

(сильная группа)

Раздел программы: «Cовременные компьютерные технологии».
Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ой степени».
Тип урока: урок- закрепление изученного.
Вид: урок – практикум.
Технология: проблемно- исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенной современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office.
Цель урока:
1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучных и обще- интеллектуальный характер.
2. Развитие школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.  
Задачи урока:
1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
З. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
б. домашнее задание.
Ход урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
• Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
• Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
• Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
• Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
• В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари- подозвать учителя или лаборанта.
2. Учитель объясняет тему и цели урока и предлагает повторить материал, необходимый для урока.
4 учащихся работают с тестами по электронным таблицам 
(приложение ).
Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
Фронтальный опрос.
Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили и дополнительных возможностях программы Excel.
• Вспомним, для чего нужна эта программа? Назвать применение ЭТ
• Как вы понимаете термин «деловая графика»?
• Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
• При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики Excel?
• Как задавать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле ?
• Каким образом можно занести в формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
4. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее «продвинутых» учеников).
Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ной степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функции. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практичеки любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическими методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:
Y-X2=0,
Y-2X=9.
1. преобразуем данную систему в приведенную:
Y=X2,
Y=2X+9.

2. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
• Первая строка- строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
 
• При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10,для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;
• При заполнении столбца В ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23.
С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.

На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения- эти координаты этих точек и есть решение системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до0, где находится первое решение

Диаграмма оценки решения 

и от 3до5- где находится втрое. Составим новые таблицы:
Для первого решения


Для второго решения:

В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решение нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1=4,2; У1=4,8;Х2=4,2;У=17,5. 
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.
С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения:
Х3-2Х2+4Х-12=0
Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его  пересечения с осью ОХ: 
либо построив два графика:
У=Х3
У=2Х2-4Х+12
И определив точки их пересечения.
Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания подбрны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявлять свои знания- т. е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками, по которым работают ученики на алгебре.
5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
Учитель: после выполнения задания каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося- консультанта. Спасибо за работу, до свидания!
6. Домашнее задание.
 Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.


Урок- практикум по теме «Электронные таблицы»

(слабая группа)

Время проведения: четвертое практическое занятие (спаренный урок) по теме «Электронные таблицы»- (базовый курс).
Оборудование: компьютерный класс, оснащенной современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office.
Цель урока:
7. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучных и обще- интеллектуальный характер.
8. Развитие школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
9. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.  
Задачи урока:
1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
З. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
5. Выставление оценок.
б. домашнее задание.

Ход урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
• Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
• Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
• Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
• Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
• В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари- подозвать учителя или лаборанта.
2. Учитель объясняет тему и цели урока и предлагает повторить материал, необходимый для урока.
Фронтальный опрос.
Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили и дополнительных возможностях программы Excel.
• Вспомним, для чего нужна эта программа?
• Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
• При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики Excel?
• Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле ?
• Каким образом можно занести в формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
10. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее «продвинутых» учеников, особое внимание обратить на основные понятия и останавливаться на ключевых моментах).
Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ной степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функции. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практичеки любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическими методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:
Y-X2=0,
Y-2X=9.
3. преобразуем данную систему в приведенную:
Y=X2,
Y=2X+9.

4. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
• Первая строка- строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
 
• При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10,для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;
• При заполнении столбца В ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23.
С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.

На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения- эти координаты этих точек и есть решение системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до0, где находится первое решение
Диаграмма оценки решения 
и от 3до5- где находится втрое. Составим новые таблицы:

Для первого решения



Для второго решения

В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решение нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1=4,2; У1=4,8;Х2=4,2;У=17,5. 
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные 
Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания подобраны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявлять свои знания- т. е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками, по которым работают ученики на алгебре.
11. Выставление оценок.
Учитель:. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося- консультанта. Спасибо за работу, до свидания!
12. Домашнее задание.
 Оформить отчеты в тетради.




Из протоколов уроков видно, что учитель умеет реализовать принципы разноуровнего подхода к обучению в разных классах.
Так в сильной группе:
• Учащиеся дополнительно работают с тестами;
• При объяснении нового материала рассматриваются более сложные примеры;
• В практической работе при выполнении индивидуальных заданий отличающихся уровнем сложности, дополнительно к условию задачи нужно дать анализ результата;
• Учащиеся самостоятельно проводят распечатки работ

Так в слабой группе:
• Вопросы фронтального опроса более просты по содержанию;
• Преподаватель несколько раз проговаривает основные понятия и останавливается на ключевых моментах объяснения ;
• Индивидуальные практические задания более просты (учащиеся выбирают сами из учебников алгебры), больше времени уходит на объяснение нового материала;
Категория: Информатика | Добавил: admin (23.11.2008)
Просмотров: 8661
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz