Раздел программы: «Cовременные компьютерные технологии». Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ой степени». Тип урока: урок- закрепление изученного. Вид: урок – практикум. Технология: проблемно- исследовательская технология.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенной современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office. Цель урока: 1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучных и обще- интеллектуальный характер. 2. Развитие школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. 3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач. Задачи урока: 1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. 2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами. З. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора. План урока 1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. 4. Выполнение индивидуальных заданий. 5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок. б. домашнее задание. Ход урока 1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила: • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры. • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде. • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом. • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места. • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари- подозвать учителя или лаборанта. 2. Учитель объясняет тему и цели урока и предлагает повторить материал, необходимый для урока. 4 учащихся работают с тестами по электронным таблицам (приложение ). Остальные учащиеся отвечают на вопросы. Фронтальный опрос. Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили и дополнительных возможностях программы Excel. • Вспомним, для чего нужна эта программа? Назвать применение ЭТ • Как вы понимаете термин «деловая графика»? • Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? • При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики Excel? • Как задавать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле ? • Каким образом можно занести в формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? 4. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее «продвинутых» учеников). Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ной степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функции. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практичеки любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическими методом. Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений: Y-X2=0, Y-2X=9. 1. преобразуем данную систему в приведенную: Y=X2, Y=2X+9.
2. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу: • Первая строка- строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
• При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10,для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23; • При заполнении столбца В ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23. С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения- эти координаты этих точек и есть решение системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до0, где находится первое решение
Диаграмма оценки решения
и от 3до5- где находится втрое. Составим новые таблицы: Для первого решения
Для второго решения:
В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решение нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1=4,2; У1=4,8;Х2=4,2;У=17,5. Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты. С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения: Х3-2Х2+4Х-12=0 Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ: либо построив два графика: У=Х3 У=2Х2-4Х+12 И определив точки их пересечения. Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания. 4. Выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания подбрны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявлять свои знания- т. е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками, по которым работают ученики на алгебре. 5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок. Учитель: после выполнения задания каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося- консультанта. Спасибо за работу, до свидания! 6. Домашнее задание. Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.
Урок- практикум по теме «Электронные таблицы»
(слабая группа)
Время проведения: четвертое практическое занятие (спаренный урок) по теме «Электронные таблицы»- (базовый курс). Оборудование: компьютерный класс, оснащенной современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office. Цель урока: 7. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучных и обще- интеллектуальный характер. 8. Развитие школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. 9. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач. Задачи урока: 1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. 2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами. З. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора. План урока 1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. 4. Выполнение индивидуальных заданий. 5. Выставление оценок. б. домашнее задание.
Ход урока 1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила: • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры. • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде. • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом. • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места. • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари- подозвать учителя или лаборанта. 2. Учитель объясняет тему и цели урока и предлагает повторить материал, необходимый для урока. Фронтальный опрос. Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили и дополнительных возможностях программы Excel. • Вспомним, для чего нужна эта программа? • Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? • При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики Excel? • Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле ? • Каким образом можно занести в формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? 10. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее «продвинутых» учеников, особое внимание обратить на основные понятия и останавливаться на ключевых моментах). Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ной степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функции. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практичеки любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическими методом. Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений: Y-X2=0, Y-2X=9. 3. преобразуем данную систему в приведенную: Y=X2, Y=2X+9.
4. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу: • Первая строка- строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
• При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10,для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23; • При заполнении столбца В ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23. С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения- эти координаты этих точек и есть решение системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до0, где находится первое решение Диаграмма оценки решения и от 3до5- где находится втрое. Составим новые таблицы:
Для первого решения
Для второго решения
В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решение нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1=4,2; У1=4,8;Х2=4,2;У=17,5. Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания. 4. Выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания подобраны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявлять свои знания- т. е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками, по которым работают ученики на алгебре. 11. Выставление оценок. Учитель:. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося- консультанта. Спасибо за работу, до свидания! 12. Домашнее задание. Оформить отчеты в тетради.
Из протоколов уроков видно, что учитель умеет реализовать принципы разноуровнего подхода к обучению в разных классах. Так в сильной группе: • Учащиеся дополнительно работают с тестами; • При объяснении нового материала рассматриваются более сложные примеры; • В практической работе при выполнении индивидуальных заданий отличающихся уровнем сложности, дополнительно к условию задачи нужно дать анализ результата; • Учащиеся самостоятельно проводят распечатки работ
Так в слабой группе: • Вопросы фронтального опроса более просты по содержанию; • Преподаватель несколько раз проговаривает основные понятия и останавливается на ключевых моментах объяснения ; • Индивидуальные практические задания более просты (учащиеся выбирают сами из учебников алгебры), больше времени уходит на объяснение нового материала;